Bosch

3/4

но продолжим

в одной из своих ранних работ Гёте воспроизводит свидетельство о впечатлении, произведённым на него первым появлением вальса, в котором он увидел "обмирщенную" технику древних дервишей: "Во время совершения круговых движений этого танца ведущий партнёр чувствует опьянение и внутренне владеет своей дамой, что делает для неё непереносимой самую мысль о том, что он мог бы танцевать с кем-то ещё" . можно вспомнить и о чисто моралистическом впечатлении, произведённым этим танцем на лорда Байрона: "в отличие от всех прежних великосветских танцев, вальс предоставляет немалые возможности для физической близости" . по Байрону, вальс — это не столько танец как таковой, сколько эмблема сексуальности общества . Эвола же прямо утверждает, что танец, известный с древнейших времён как один из самых распространённых и используемых методов достижения экстаза, почти всегда является деградированным отражением древнейших практик; особенно на это указывают сохранившиеся в танцах "цивилизованных" народов элементы эротизма

у Элиаде читаем, что наряду со священной поэзией и музыкой экстатический танец существовал с самого раннего периода суфизма . по мнению некоторых суфиев, он воспроизводил танец ангелов . в tariqah ("путь мистического познания"), танец имеет одновременно и космический, и богословский характер: дервиши носят белое (как саван) одеяние и чёрный плащ поверх него (символ могилы), на голове у них высокий войлочный колпак (символ надгробия) . шейх представляет собой посредника между Небом и Землёй . музыканты играют на тростниковой флейте (най), бьют в барабаны и цимбалы . помещение, где кружатся в танце дервиши, символизирует космос, "планеты вращаются вокруг Солнца и своей оси . барабаны служат напоминанием о трубах Судного Дня . круг танцующих разделён на два полукружия, одно из которых представляет арку нисхождения, или инволюцию душ в материю, другое — арку восхождения душ к Богу" . в тот момент, когда ритм ускоряется до предела, в танец вступает шейх и, символизируя Солнце, начинает вращаться в самом центре это высший момент совершившегося слияния . Элиаде остаётся добавить, что "танцы дервишей крайне редко приводят к психопатическим трансам, да и то лишь в некоторых отдалённых местностях" . "В музыкальных каденциях скрыта тайна; если бы я её открыл, она перевернула бы мир", — говорит основатель братства маулавийя Джалал ад-дин Руми — "все мы причастны телу Адама и мы слушали эти мелодии в Раю . хотя вода и глина посеяли в нас сомнения, мы всё-таки что-то припоминаем" .
  • Музыка: Silverchair – Tuna In The Brine